Logotip Logotip

Изготовление поясов

Тканые, вязаные или плетеные пояса выступали атрибутом как мужского, так и женского костюма. Пояс (вöнь) оборачивали вокруг талии, а сбоку повязывали узлом. Кроме утилитарной (подпоясывание штанов, сарафанов, передников), пояс выполнял эстетическую функцию, украшая костюм, и наделялся оберегающими функциями (защита от нечистой силы, дурного глаза) (Рис. 1).

Рис. 1. Покупной пояс. Вöнь. Удора. Из фондов Национального музея Республики Коми.

Пояса отличались шириной и длиной, узором и цветовой гаммой. Ткали пояса из домашней (ас вöчöм) льняной (шабдi) и шерстяной (вурун) пряжи (шöрт), покупных (ньöбöм) гарусных и хлопчатобумажных (бумазея) нитей (сунис) разными способами:

- на ниту или бичульках, когда нити основы укреплялись на двух палочках, а узор ткали с помощью деревянного ножа. Это сложный и трудоемкий способ тканья, и он не получил широкого распространения;

- на дощечках (таб) (Рис. 2) – небольшие квадратные плашки с отверстиями по краям. При технике изготовления поясов на дощечках получались простые орнаментальные мотивы. Для тканья использовалось четное количество дощечек – от 10 до 30, от количества которых зависела ширина пояса. Основой служила толстая шерстяная пряжа, в утке – льняная нитка. При таком тканье каждая дощечка поворачивалась на ¼ оборота, получая новый зев, через который пропускали уточную нить, прибивая ее рукой или деревянным ножом (Рис. 3,4);

Рис. 2. Дощечки для плетения поясов. Таб. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 3. Изготовленный на дощечках пояс. Вöнь. Прилузье. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 4. Изготовленный на дощечках пояс. Вöнь. Прилузье. Верхняя Вычегда. Из фондов Национального музея Республики Коми.

- на бердечке (таб) (Рис. 5) – небольшая рамка с вертикальными прорезями и круглыми отверстиями на них. При тканье на бердечке одна половина нитей пропускалась между планками, вторая – продевалась в отверстия. Первая половина нитей имела устойчивое положение, вторая двигалась в зависимости от положения таба. Основой поясов служили шерстяные нити двух цветов, а для утка использовали льняную нить. Узоры таких поясов построены по принципу равенства узора и фона (Рис. 6,7);

Рис. 5. Бердечко для плетения поясов. Таб. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина.
Рис. 6. Изготовленный на бердечке пояс. Вöнь. Верхняя Вычегда. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 7. Изготовленный на дощечках пояс. Вöнь. Верхняя Вычегда. Из фондов Национального музея Республики Коми.

- на ткацком станке (кыан стан). При тканье на них получались широкие красивые пояса.

Тканые пояса отличались простым геометрическим или диагонально-геометрическим орнаментом, преобладающим узором выступали геометрические фигуры в виде ромба, квадрата, прямоугольника, косого креста. Такой орнамент диктовался техникой ткачества, при которой возможно переплетение нитей только под прямым углом.

Вязали пояса крючком (Рис. 8) и двумя спицами (Рис. 9), создавая орнамент за счет чередования ниток различных цветов.

Рис. 8. Вязаный крючком пояс. Вöнь. Верхняя Вычегда. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 9. Вязаный на спицах пояс. Вöнь. Верхняя Вычегда. Из фондов Национального музея Республики Коми.

Плели пояса на руках (Рис. 10), на вилочке (Рис. 11), получая плетение нитей в виде сложной косички, и на спице, оформляя пояс в виде шнура. Узоры на плетеных поясах создавали за счет чередования нитей разной цветовой окраски.

Рис. 10. Плетеный на руках пояс. Вöнь. Верхняя Вычегда. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 11. Вилочка для плетения поясов. Из фондов Национального музея Республики Коми.

Для коми (зырян) характерны также сетки-пояса, сочетающие разноцветные ячейки.

По цветовой гамме пояса были двухцветными или многоцветными, концы которых украшались кистями из незатканных нитей основы или специальными кистями (сыръяс) в виде нескольких ярусов бахромы. Исключение составляли детские и подростковые пояса, которые не украшались кистями на концах.

Изготовление поясов было женским занятием. Девочки, осваивая технику плетения поясов, учились счету, подбирать цвета нитей для рисунка. Готовые пояса девушки собирали и хранили в лубяных коробах в качестве приданого для будущей свадьбы, во время которой невеста одаривала поясами жениха и его родственников (Рис. 12).

Рис. 12. Обрядовый пояс. Плетение. Прилузье. Из фондов Национального музея Республики Коми.

© Чудова Т.И., Иевлева К.Ю., Гольчевский Ю.В. 2017

© Сыктывкарский государственный университет им. Питерима Сорокина 2017

Наверх