Logotip Logotip

Женские головные уборы

В прошлом женщины и девушки обязательно заплетали волосы в косы. Прическа девушек и женщин различалась. Девушка заплетала одну косу, которая спускалась по спине или перекидывалась через плечо на грудь. Женщины заплетали две косы, их укладывали короной вокруг головы. Вдова заплетала одну косу, укладывая ее вокруг головы.

Девушки на голове носили свернутый в виде полосы шелковый или шерстяной платок, вплетали в косы ленты. Девичьи головные уборы изготавливались в виде открытого очелья или повязки, оставляющей неприкрытыми затылочную часть головы (Рис. 1,2).

Рис. 1. Подставка под сороку. Летские коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 2. «Лента» - головной убор верхневычегодских коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.

Головной убор девушки «лента» или повязка представляла собой прямоугольную полоску из парчи шириной 8-10 см и длиной до 30 см, нашитый на полоску красной шерстяной или шелковой ткани, для прочности имеющий подкладку из холста. К подкладке пришивали завязки, которые стягивали головной убор на затылке. Шелковые или шерстяные концы с прикрепленными к ним разноцветными лентами спускались на спину.

В селениях летских коми в качестве девичьего головного убора был распространен венчик (головедеч) (Рис. 3,4), представлявший собой венчик на берестяной основе, обтянутый красным сукном и вышитый разноцветным бисером. Ширина берестяного обруча составляла примерно два сантиметра, на затылочной части крепилась петля, сшитая из ткани или шерстяной тесьмы, в которую продевали заплетенные в косу волосы. Схема рисунка на таких головных уборах была абсолютно одинакова: узор состоял из полос и ромбов с радиально отходящими лучами (Рис. 5); использовались одни и те же цвета бисера: белый, зеленый, черный, синий, красный (Рис. 6). Сзади венчик украшался цветными лентами, которые собирались в единый пучок и ниспадали по спине до пояса. Венчик являлся, прежде всего, необходимым атрибутом просватанной девушки (Рис. 7).

Рис. 3. Венчик - головной убор просватанной девушки. Летские коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 4. Венчик - головной убор просватанной девушки. Летские коми. Из фондов музея с. Черемуховка Прилузский район Республики Коми.
Рис. 5. Способ ношения венчика. Фото 1950-х гг. Из личного архива О.А. Мусановой. с. Слудка Прилузский район Республика Коми.
Рис. 6. Головной убор невесты. Ижемские коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 7. Прорисовка узора головного убора невесты. Ижемские коми. Из статьи О.Н. Смирновой «Природа женщины в представлениях коми-зырян» // Арт (Лад). Сыктывкар, 2006, № 3. Цветная вкладка.

Вымские девушки в начале XX в. носили головной убор «сетка» (ситка), представляя собой сплетенный из ниток круглый чепец, украшенный бусами и лентами.

Головной убор ижемской невесты (юрной) представляет собой очелье на твердой основе, обшитое красным сукном и богато вышитое бисером, стеклярусом и пуговицами. Орнамент составлял из четырех кругов, в которые были вписаны фигуры мужчины и женщины. Убор невесты выступал в качестве пожелания счастливой семейной жизни.

Свадебный головной убор (повязка) удорских коми представлял собой парчовую повязку шириной до 25 см, которая застегивалась сзади на пуговицы (Рис. 8). На голове она имела вид цилиндра без дна. Сзади к ней прикреплялись ленты и шелковые кисти.

Рис. 8. Повязка - свадебный головной убор. Удорские коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.

Женские головные уборы можно условно подразделить на две группы. На мягкой основе представлены головные уборы в виде простых или вышитых чепцов (вöлöсник, повойник, юртыр, баба-юр) и повязок (треук или öшувка, сорока или юркöртöд). На твердой основе представлены головные уборы в виде кокошника (Рис. 9) и сборника.

Рис. 9. Кокошник - женский головной убор. Ижемские коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.

Праздничный головной убор ижемских коми (öшувка или треюк) (Рис. 10, 11) имел прямоугольную форму с пришитыми по углам завязками. Она шилась из парчи, украшалась узором в виде золоторогого оленя, ее носили как праздничный головной убор. Поверх нее повязывали свернутый в виде полосы платок.

Рис. 10. öшувка - свадебный головной убор. Ижемские коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 11. 9. öшувка. Способ ношения. Ижемские коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.

Ежедневно носили повойник (вöлöсник) (Рис. 12), который имел вид простого чепца с невысокой тульей и завязками сзади. Волосник-повойник надевали на венец из кос, а на него надевали платок или другой головной убор, а чтобы передняя часть головного убора была более высокой, под него подкладывали валик из вычесанных волос, нередко валик увеличивали за счет наматывания льняных очесов, ткани или бумаги.

Рис. 12. Волосник/повойник - женский головной убор. Ижемские коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.

Праздничный тип мягкого головного убора представлен повойником (юр кöртöд), сшитый из бархата с вышивкой из армированных нитей, узор вышивки напоминал ветвистые рога оленя.

Среди женских головных уборов выделяется «сорока» (Рис. 13), головной убор мягкого типа, имеющий два «крыла» - завязки и «хвост», прикрывающий затылок. Налобник и «хвост» этого головного убора богато вышиты, а на «хвосте» дополнительно оформляли бахрому. Вышивка сороки – достаточно сложное занятие, особенно налобника, что требовала большого умения. Каждая из частей сороки орнаментируется по своей схеме. Материалом для вышивки служат белый, красный, черный шелк, черная хлопчатобумажная нить, желтая, зеленая и синяя шерсть. В вышивке сорок используются следующие швы: косой стежок, прямая счетная гладь, скрещенный шов, крест. Орнамент сорок – геометрический и стилизованный. Головной убор «сорока» был многосоставным и включал дополнительно «самшуру» (шамшуру) – подставу под сороку в виде плотного обруча (11-13 см в диаметре), сшитого из нескольких слоев пестрядинной ткани, оканчивающегося на затылке пришивными клинышками, к нижним концам которых привязывалась петля из льняных нитей для укрепления убора на голове.

Рис. 13. Сорока - женский головной убор. Летские коми. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина.

Ижемские (Рис. 14) и печорские женщины поверх волосника надевали кокошник, который имел твердое очелье. Его шили из бархата на подкладке, спереди в него вкладывали невысокий валик. На праздничном кокошнике армированной нитью вышивали узор в виде рогов оленя.

Рис. 14. Повойник – женский головной убор. Ижемские коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.

К числу головных уборов на твердой основе относится сборник (Рис. 15), который невеста надевала на свадьбу, а после женщина носила его по праздничным дням. Сборник шили из парчи или шелка на подкладке. Он состоял из чепца и твердого околышка, высота которого достигала спереди до 10 см. На стыке чепца и околышка ткань стягивалась в сборки, поэтому головной убор называли «сборник». На чепец повязывали шелковый платок (Рис. 16).

Рис. 15. Сборник - женский головной убор. Способ ношения. Нижневычегодские коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 16. Платок шелковый. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина.

В гардеробе женской половины общества были платки (Рис. 17) и шали (Рис. 18,19,20) из хлопчатобумажной, шелковой или шерстяной ткани фабричного производства, а также из самодельного браного холста или пестряди в красную клетку. Кроме платков из домотканого материала носили косынки, угол которых оформлялся пришивным бранным узором и рюшем, а концы обшивались вручную.

Рис. 17. Способ ношения платка. дер. Чукаиб Сысольский район Республика Коми. Фото В. Кутсар. 1976 г. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 18. Шаль шерстяная. г. Сыктывкар. Фото Чудова С.И.
Рис. 19. Шаль шерстяная. г. Сыктывкар. Фото Чудова С.И.
Рис. 20. Косынка из браной ткани. Из фондов Прилузского районного краеведческого музея.

© Чудова Т.И., Иевлева К.Ю., Гольчевский Ю.В. 2017

© Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина 2017

Наверх