Logotip Logotip

Женский сарафан

Для женской одежды характерен сарафанный комплекс, в состав которого входили рубаха (дöрöм) и сарафан (сарапан). Сарафаны отличались по материалу, крою и орнаментике. По костюму можно было определить район проживания и социальный статус владелицы.

Сарафаны были косоклинными или круглыми, со сборками на талии и с корсажем, с бретельками или без них. Особенность кроя косоклинных сарафанов связана с тем, что к основному материалу пришивались вставки, вырезанные по косой линии, что придавало сарафану объем. Круглые сарафаны шились из нескольких полос ткани, образую подобие «трубы». Сарафаны украшались тесьмой, пришитой спереди и по подолу. Праздничная одежда шилась из яркого материала, часто фабричного производства. Обязательным дополнением к сарафанному комплексу был фартук, который шили из хлопчатобумажной, шерстяной или шелковой ткани разной расцветки. Фартуки украшались вышивкой, тесьмой, кружевом. В состав сарафанного комплекса входили тканые пояса, изготовленные из шерстяных или льняных ниток разных расцветов.

Летский сарафан (Рис. 1) («китайка» - по названию привозной шерстяной ткани) по крою относится к косоклинным, туникообразным, т.е. не имеющим наплечные швы. Он представлял собой перегнутое полотнище с вырезом для головы и неглубоким разрезом на груди, пройма плотно облегала руку (Рис. 2). Ворот и пройма обшивались кумачом. Спинка сарафана от одной проймы до другой была украшена полоской из парчи. Верхняя часть сарафана с внутренней стороны имела подкладку, обшитую кумачом. Праздничные сарафаны поверх кумача имели нашитые полоски парчи, а спереди от выреза на груди до кромки подола пришивались сплетенные из домашней крашеной шерсти петельки.

Рис. 1. Сарафанный комплекс. Летские коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 2. Крой летского сарафана. Рисунок Т.С. Кольчуриной.

Удорский сарафан (Рис. 3) («синяй» или «кунтей») относится к косоклинным сарафанам, где перед и спинка состояли из целых полос материала, а боковые части – клинья – вырезаны по доленной нити (Рис. 4). Верхняя часть сарафана имела подкладку из грубого холста или пестряди. Сарафан имел бретели, которые выкраивались отдельно. Шили праздничные сарафаны из фабричных тканей (тафта или парча), а повседневный сарафан – из крашеного в синий цвет холста. Бретели праздничного сарафана сверху обшивались полоской парчовой ткани, которая полукругом переходила на бока верхней части сарафана (Рис. 5). Передний шов удорского сарафана украшался тесьмой фабричного производства в два ряда, между полосками тесьмы пришивались мелкие металлические пуговицы по всей его длине.

Рис. 3. Сарафанный комплекс. Удорские коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 4. Крой удорского сарафана. Рисунок Т.С. Кольчуриной.
Рис. 5. Свадебный сарафанный комплекс. Удорские коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.

Сысольский (Рис. 6, 7, 8, 9) и верхневычегодский косоклинный сарафан (Рис. 10) («шушун») шился из пестряди, сатина, атласа или шерстяной ткани. Верхняя часть сарафана собиралась в складку до размера груди, а складки прошивались строчкой в четыре-пять-шесть рядов. Получаемый корсет высотой 14-16 см имел сбоку или спереди разрез, который застегивался на крючки. Подол сарафана снаружи украшался одной-двумя-тремя полосками ткани, а изнутри подшивалась подкладка, которая придавала прочность, добротность и пышность складкам. Особенностью этого типа сарафана является наличие сзади вставки, к которой пришивали бретели, называемой «чибö» («жеребенок»). Иногда она (вставка) выкраивалась вместе с бретелями из одного куска холста.

Рис. 6. Сарафанный комплекс. Сысольские коми. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина.
Рис. 7. Женщина в национальном костюме. Сысольский район. Фото В. Кутсар. 1976 г. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 8. Женщина в национальном костюме. Вид спереди. Сысольский район. Фото В. Кутсар. 1976 г. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 9. Женщина в национальном костюме. Вид сбоку. Сысольский район. Фото В. Кутсар. 1976 г. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 10. Крой сысольского сарафана. Рисунок Т.С. Кольчуриной.
Рис. 11. Сарафанный комплекс. Прилузские коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.

Верхневычегодский сарафан (Рис. 12, 13) иногда шился по-другому. У таких сарафанов не оформлялся корсет, а спереди продевался шнурок для затяжки сарафана (Рис. 14), что было характерно для ижемского круглого сарафана.

Рис. 12. Сарафанный комплекс. Верхневычегодские коми. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина.
Рис. 13. Сарафанный комплекс. Верхневычегодские коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 14. Крой верхневычегодского сарафана. Рисунок Т.С. Кольчуриной.

Нижневычегодский (Рис. 15, 16, 17), верхнепечорский (Рис. 18) и вымский (Рис. 19) сарафаны по крою были близки к сысольскому типу сарафана, но часто их шили без оформления корсета. Сарафаны шили с глубокими простроченными складками, которые придавали ему объем, а бретели сзади пришивали к небольшой вставке.

Рис. 15. Сарафанный комплекс. Нижневычегодские коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 16. Сарафанный комплекс. Нижневычегодские коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 17. Сарафанный комплекс. Нижневычегодские коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 18. Сарафанный комплекс. Верхнепечорские коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 19. Сарафанный комплекс. Вымские коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.

Ижемский сарафан (Рис. 20), сшитый из фабричных тканей, по крою относится к круглым. Он шился из прямых полос ткани, а полученная основа в виде трубы собиралась в складки от центра спинки влево и вправо к передней части сарафана, где оставалась несобранная полоска (Рис. 21). Складки прошивались строчкой, декоративно закрепленной швом «зигзаг», к полученному корсету сарафана, подшитому подкладкой шириной 10 см, пришивали длинные бретели. Бретели и верхний край сарафана обшивался яркой полоской шелка. В передней кромке сарафана между бретелями продергивался шнурок для затяжки свободной части сарафана под грудью. Подол с внешней стороны украшался кружевами фабричного производства, а с внутренней – подшивался ситцем или сатином, подкладка придавала прочность, добротность и пышность сарафану.

Рис. 20. Сарафанный комплекс. Ижемские коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 21. Крой ижемского сарафана. Рисунок Т.С. Кольчуриной.

Наиболее древним в представленных типах сарафанов был прилузский туникообразный косоклинный сарафан «китайка», ижемский сарафан относится к типу великорусского круглого сарафана.

Сарафанный комплекс был постепенно вытеснен юбкой с кофтой. Однако при шитье юбки использовались традиционные элементы кроя и орнаментики. Для придания объема под юбку надевали нижнюю юбку (улöс юбка) (Рис. 22).

Рис. 22. Нижняя юбка. Вымские коми. Фото В.Э. Шарапова. 1990 г.

В состав женского костюма входили украшения, представленные серьгами, бусами, кольцами, застежками-запонками и нагрудными цепочками.

© Чудова Т.И., Иевлева К.Ю., Гольчевский Ю.В. 2017

© Сыктывкарский государственный университет им. Питерима Сорокина 2017

Наверх