Logotip Logotip

Женские рубахи

Первоначально рубаха (дöрöм) служила одновременно верхней и нательной одеждой, она состояла она из двух частей: верхняя – рукава (сос) и нижняя – стан, станина (мыг). Верхняя часть рубахи изготавливалась из белого качественного полотна, нижняя – из полотна более низкого качества. Позднее верхнюю часть рубахи стали шить из пестряди или покупных тканей. Иногда рубахи полностью шились пестряди. В начале XX в. женщины стали носить по две рубахи: нижнюю и верхнюю. На рубеже XIX-XX вв. рубахи шились из отбеленного холста с вышивкой и браными вставками красного цвета (Рис. 1).

Рис. 1. Женская рубаха. Стан сшит из грубого холста, рукава – из пестряди. Верхневычегодские коми. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина.

Рукава рубах имели ластовицы (кунлöс) и полики. Ластовица (Рис. 2) – вставка из другой, как правило, контрастной ткани квадратной формы, вшитая подмышками для удобства движения руками. Это необходимая деталь при крое и пошиве одежды с цельновыкроенными рукавами. Полик (Рис. 3) – плечевая вставка из другой, как правило, яркой ткани прямоугольной формы. Полик расширял верхнюю плечевую часть рубахи и позволял собирать ворот в мелкие сборки, одновременно создать направление рукава, обеспечивая его поворот.

Рис. 2. Крой женской рубахи. Верхневычегодские коми. Рисунок Т.С. Кольчуриной.
Рис. 3. Крой женской рубахи. Летские коми. Рисунок Т.С. Кольчуриной.

Рубахи в разных районах отличались по материалу, крою, оформлению рукава и ворота.

Для пошива рубах прилузские коми использовали отбеленный холст и кумач. Рубахи имели воротничок-стойку и прямые рукава (Рис. 4). Верхняя часть рукава по плечу украшалась вышивкой и браными вставками. Ворот и нагрудник были вышитыми.

Рис. 4. Крой женской рубахи. Удорские коми. Рисунок Т.С. Кольчуриной.

Рубахи удорские коми (Рис. 5) шили из фабричных тканей с воротничком-стойкой. Покрой был с плечевыми вставками-поликами, а ластовицы отсутствовали. Сужающиеся к запястью рукава вшивались в широкую пройму. Материал для пошива рубах комбинировали, рукава шили из фабричной ткани, а стан – из ткани с набойкой.

Рис. 5. Женская рубаха. Удорские коми. Стан и рукава сшиты из набойки. Из фондов Национального музея Республики Коми.

Праздничные рубахи сысольских, верхнепечорских, вымских (Рис. 6) верхне- и нижневычегодских (Рис. 7) коми шились из отбеленного холста, пестряди или фабричных тканей. Повседневные рубахи изготавливались из белого холста (Рис. 8) или пестряди в мелкую клетку. Рубахи были с круглым открытым воротом, широкие рукава были зауженными к запястью или собирались в мелкую складку. Рубахи коми украшались вышивкой (Рис. 9), которая получила широкое распространение в начале XX в.

Рис. 6. Женская рубаха с вышивкой. Вымские коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 7. Женская рубаха с вышивкой. Нижневычегодские коми. Из фондов Национального музея Республики Коми.
Рис. 8. Женская рубаха. Стан сшит из грубого холста, рукава – из фабричной ткани. Верхневычегодские коми. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина.
Рис. 9. Крой женской рубахи. Сысольские коми. Рисунок Т.С. Кольчуриной.

Рубахи ижемок отличались богатством фабричных тканей, они имели воротник-стойку, полики и ластовицы, широкие рукава собирались в двухсторонние или односторонние складки, образующие манжет (Рис. 10).

Рис. 10. Крой женской рубахи. Ижемскме коми. Рисунок Т.С. Кольчуриной.

© Чудова Т.И., Иевлева К.Ю., Гольчевский Ю.В. 2017

© Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина 2017

Наверх